Источник здесь.
Как стихи Даниила Хармса привели инклюзивный театр из Екатеринбурга на "Золотую маску"
Театр-студия Ora при благотворительном фонде "Верба" в Екатеринбурге существует три года. Его актеры — люди с ограниченными возможностями здоровья. За это время они успели пройти путь от капустников до профессиональных постановок и попасть в лонг-лист национальной театральной премии "Золотая маска".
Слово "инклюзивный" в названии театра Ora Лариса Абашева предпочитает опускать.
Последний спектакль "Бородино" показал, что это просто театр. Никакой отсылки на инвалидность
Лариса Абашева
Но специфические сложности в работе коллектива все-таки есть. Например, доехать на репетицию общественным транспортом или на такси могут не все. "Каждая репетиция — это квест", — шутит глава фонда, на которой как раз лежат организационные вопросы.
25-летнюю Веру Семченкову на репетицию привозит мама Мария. Иногда приходится урывать на это время посреди рабочего дня. "У Веры тяжелая форма ДЦП: она не ходит, говорит плохо, у нее руки вообще не работают. И школу, и университет она окончила дистанционно. Зато театр не на дому", — говорит она.
По словам мамы, театр освежил жизнь Веры новыми друзьями и событиями. На пользу ей пошла речевая и дыхательная гимнастика. "Веру сначала вообще мало кто понимал, а сейчас нормально. В "Хармсе" у нее свой стих, который она достаточно хорошо рассказывает. В спектакле по Шекспиру тоже целый сонет", — говорит Мария.
СПЕЦПРОЕКТ НА ТЕМУ
Парашюты вместо протезов Тренировки и рекорды единственной в России команды инвалидов, занимающихся парашютной акробатикойС дыхательной гимнастики и речевых тренингов начинается каждая репетиция. "Именно речь и движение — основа развития наших актеров", — объясняет Лариса Абашева. Актеры театра — это два десятка людей самых разных возрастов — от 16 до 70 лет. Каждого из них отличает та или иная физическая особенность: нарушение опорно-двигательного аппарата, у некоторых — речи. "Но это неважно, мы просто по-другому ставим задачи. И линию роли выстраиваем по-другому", — говорит Абашева.
Она — профессиональный режиссер. "Лариса была приглашенным членом жюри I Межрегионального фестиваля особых театров, организованного нашим фондом. Так как она уже работала с людьми с инвалидностью, то предложила позаниматься и с нашими ребятами. На тот момент творчество театра больше напоминало какие-то капустники. Мы увидели, что Лариса может много дать коллективу", — рассказывает одна из основательниц театра, президент благотворительного фонда "Верба" Анастасия Овчинникова.
Сама Лариса определила свою режиссерскую задачу так: увидеть талант и развить его в каждом актере. Она начала с постановки "Цирк Принтинпрам имени Даниила Хармса". "Ребята все особенные, у всех своя психофизика и ограничения по здоровью, поэтому надо было придумать, как всех совместить. Так родилась идея сделать коллаж из произведений Хармса. Сначала мы шли осторожно и обращались к детским стишкам. А потом все смелее брались за серьезные тексты и даже дневниковые воспоминания. А это уже драматический материал", — рассказывает режиссер.
С приходом профессионального режиссера изменился не только подход к творчеству, но и название коллектива — в Ora его переименовали перед поездкой на фестиваль особого театра "Протеатр. Международные встречи" в Москву в 2017 году. "До этого студия называлась "Жизнь". Собственно, когда мы ее переименовали в Ora, смысл названия не поменялся. Это то же слово "жизнь", только на языке маори. А на итальянском это означает "час". Поэтому и слоганом стало — "Жизнь за час". Имеется в виду сценическая жизнь", — поясняет Абашева.
В Москву коллектив отправился с тем самым "Цирком Принтинпрам имени Даниила Хармса". Работу заметили театральные критики, и уральцам предложили подать заявку на национальную театральную премию "Золотая маска". "Мы соревновались абсолютно наравне со всеми театрами — государственными, муниципальными, частными — со всей России. Номинацию не взяли, но вошли в лонг-лист. Это оценка работы режиссера и актерской игры ребят", — говорит Овчинникова.
Победы своих подопечных режиссер объясняет просто. "Обычная трудоспособность и раскрытие своего потенциала это делают — показывают уровень нашего театра. Но строгость и дисциплина прежде всего. Если не ставить себе настоящие цели и не поднимать планки, как у олимпийских спортсменов, ничего бы не вышло", — уверена она.
Ребята знают, что они должны стать лучшими. В любом деле, которым занимаются
Лариса Абашева
Репетируют участники коллектива обычно трижды в неделю, а если приближается дата премьеры, то каждый день. "Процесс подготовки выстроен как в обычном театре. У нас есть педагоги по речи, вокалу, контактной импровизации. Еще бывает литературное творчество, где актеры учатся выражать свои мысли на бумаге, то есть пишут стихи, очерки, литературные зарисовки. Иногда приходит наш незрячий коллега Алексей Филатов, чтобы прочесть лекции о мировом искусстве", — рассказывает Абашева.
В жизни студии участвуют коллеги Ларисы по театру "Шарманка", где она — художественный руководитель и режиссер. "Естественно, когда я пришла в театр Ora, то обратилась за помощью к своим актерам и музыкантам из "Шарманки". Они стали помогать: играли в спектаклях с ребятами, преподавали. Теперь это очень плотный клубок, который сложно будет распутать. Да и желания нет", — признается режиссер.
В театре есть ребята с врожденной инвалидностью и есть с приобретенной в результате аварий или соматических заболеваний. Все эти случаи требуют реабилитации, в том числе включения в новые сферы жизни, поиска новых социальных лифтов.
Один из тех, чью жизнь меняет театр, — 40-летний Денис Пацакула. Вторую группу инвалидности он получил почти в 30 лет. "У меня аутоиммунное сосудистое заболевание. Выявилось довольно поздно и впоследствии привело к ампутации одной ноги. Сейчас у меня протез", — пояснил Денис.
В Екатеринбург он переехал из Барнаула, где окончил хоровое отделение музыкального училища. В столице Урала Денис пять лет проучился на звукорежиссера в консерватории. "Прошлой весной должен был защищать диплом, но у меня случилось обострение, и я слег в больницу. Я ушел в академический отпуск и словно потерял ориентир в жизни. Театр снова мне его задал", — признался актер.
"Отношения у нас с ребятами хорошие. Они соблюдают субординацию, и я этим довольна. Тем не менее чувствуется в коллективе уважение и любовь друг к другу", — говорит Лариса. "Театр Ora не изменил мою жизнь, он ее дополнил и наполнил новыми смыслами театра и человеческой сущности. Двигаться дальше можно, только если в команде с тобой есть талантливые и закаленные жизнью люди. Актеры и борцы. Музыканты и мудрецы", — заключает режиссер.
Елена Рузанова, Анастасия Аверкова, Ольга Кузьмина