Inclusive Theater in Yekaterinburg - as the story of one director

Инклюзивный театр в Екатеринбурге – как история одного режиссера

Особенности социального искусства

29.04.2020 

Тема социального искусства набирает все больший интерес у публики и привлекает внимание художников, писателей, режиссеров и фотографов. В этом материале мы поговорим о социальном театре как о самом ярком и масштабном направлении в творчестве на сегодняшний день. Ведь именно в театре можно проследить динамику «от и до», что делает его существенно ярче и отличительнее от остальных.

Инклюзивный театр в Екатеринбурге – как история одного режиссера
Лариса Абашева – один из сильнейших театральных мастеров в сфере социальной направленности. Фото: Софья Черных

Одним из сильнейших театральных мастеров в сфере социальной направленности является екатеринбургский режиссер Лариса Абашева. Выпускница Екатеринбургского театрального института, школы-студии при Свердловской киностудии и Санкт-Петербургской театральной академии всегда жила театром, существовать в атмосфере которого было для нее все равно, что дышать. Почти двадцать лет назад Лариса создала свой театр «Шарманка», где играли не только профессиональные артисты, но и воспитанники. Лариса вдохновляла и обучала свою команду, направляла их и раскрывала потенциал каждого. За время существования «Шарманки» Ларисой Абашевой поставлено более 30 спектаклей и организовано свыше 30 творческих проектов.

В ноябре 2015 года в жизни Ларисы Абашевой появилось новое и совершенно неоднозначное детище: возник инклюзивный театр-студия при Благотворительном фонде, актёрами которого являются люди с инвалидностью 1-3 группы (в основном с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ДЦП) без профессионального образования наряду с опытными актёрами театра «Шарманка». Так у «Шарманки» появился театр-брат «ORA».

Работать с артистами с ОВЗ стало одной из самых важных задач в жизни режиссера. Лариса Абашева сформировала новый принцип взаимодействия, распределив между членами труппы дополнительные задачи. Так, артисты «Шарманки» стали не только играть в театре, но еще и преподавать студийцам «ORA».

– Самой сложной была практика с ребятами с ДЦП, поскольку ввиду определенных неврологический нарушений у них резко снижена мотивация, а отсюда и работоспособность, а нет работоспособности, значит, нет отдачи, ведь в театре мы работаем не только на процесс творчества, а на результат, – рассказывает Лариса Абашева. – Для меня как для режиссера важно, чтобы получился полноценный законченный спектакль, цельная постановка, которую я смогут показать людям, зрителям, критикам. Нужно организовать по полной людей, находившихся до сего момента под постоянной опекой родителей, бабушек, дедушек, которые, к сожалению, в основном жалеют своих близких и ничего с них не требуют, а каждый толчок вперед возносят до небес. Это по-настоящему тяжело не только морально, но и физически. В этом смысле легче всего работать с травматиками: они легко адаптируются, у них сохранен интеллект, высокая работоспособность, они стремятся реализовать себя максимально, и у них высокая конкурентоспособность. По сути, им не хватает лишь навыков актерского мастерства, в остальном такие ребята очень быстро и органично вписываются в заданные условия.

По словам режиссера, сейчас театр-студия «ORA» вышел на самостоятельный путь, став полноценным театром, объединив возможности и стремления вместе с театром «Шарманка».

16 июня 2018 года состоялась премьера самого масштабного спектакля театров «ORA» и «Шарманка» – «Бородино. Наброски людей» (при поддержке Фонда президентских грантов). Эта постановка готовилась задолго до того, как Лариса Абашева создала новый театр. На тот момент «Бородино. Наброски людей» планировался как обычный академический спектакль, но в силу ряда обстоятельств премьеру пришлось отложить, и возобновилась работа только после объединения с новыми уникальными артистами.

Приобщение актеров инклюзивного театра «ORA» к артистам «Шарманки» – одно из самых уникальных и наиболее значимых решений Ларисы Абашевой. Таким образом режиссер показала, что может руководить на сцене любыми артистами, и в реализации спектакля они становятся едины, что крайне важно для любой постановки.

В то же время актеры «ORA» добавляют спектаклю накал, страсть, трепет и вызывают у зрителя страх, который отражает ужас мучения после смерти, что есть еще одна «скрытая ото всех» жизнь, от которой не представляется возможным укрыться, как невозможно обмануть смерть. Все артисты с ОВЗ не воспринимаются людьми с какими-либо ограничениями, они существуют на сцене, словно всю жизнь проводили здесь. Именно эту работу можно назвать ключевым витком развития социального театра в жизни Ларисы Абашевой.

Свою миссию режиссер видит именно как возможность раскрыть в людях, которых многие не принимают, весь внутренний потенциал, который может стать настоящей находкой, если ему дать правильное направление для развития. Кроме того, деятельность Ларисы Абашевой направлена не только на людей с ОВЗ. На сегодняшний день ее театр охватил еще одно социально важное направление, связанное с лицами, отбывающими наказание.

– Мы получили грант на выпуск музыкального альбома с ребятами из 2-й колонии, и параллельно я набираю труппу артистов, с которыми мы поставим спектакль по повести Сергея Довлатова «Зона», – рассказывает Абашева. – Меня нисколько не пугает, наоборот, очень радует, что есть возможность развиваться и создавать что-то новое.

Лариса Абашева держит курс к новым горизонтам и настоящим свершениям. Сейчас при «ORA» существуют две театральных студии для артистов с ограничениями по слуху и зрению. Буквально осенью на сцене ДК ВИЗа состоялась премьера сразу двух новых постановок Абашевой – «Зверь» и «Патетическая оратория», к участию в которой были привлечены артисты из студии «ORA» с ограничениями по зрению.